Администрация Далматовского муниципального округа
Далматовский муниципальный округ

Привокзальная площадь им. Д.А. Терюхова

г. Далматово ул. Устинова, д. 15
Привокзальная площадь им. Д.А. Терюхова.
Современный вокзал

Шадринский уезд (куда входило Далматово), являлся одним из центров торговли всего Зауралья, откуда вывозились миллионы пудов хлеба. Здесь свои торговые фирмы держали иностранцы. Сюда на ярмарки свозились мясо и рыба, меха и ткани, обувь и лошади. И только здесь можно было купить точильный камень, серу, сургуч, прутовое олово и много чего ещё. Тем не менее Шадринский уезд долгое время оставался в стороне от железнодорожных путей, несмотря на активное внедрение железных дорог в России в конце 19 века и строительство транссиба.

Купечество и торговцы понимали, что имеющие железную дорогу соседние города получают преимущество по качеству доставки грузов и по времени.

С 1886 года, спустя год после пуска линии Екатеринбург – Тюмень, купцы завалили Министерство путей сообщения ходатайствами: «Нижайше просим железную дорогу».

22 года купечество Шадринского уезда ходатайствовало о строительстве железной дороги. Председатель ж/д комиссии при Шадринской городской управе купец Лещёв Александр Алексеевич много раз ездил в Санкт – Петербург, хлопотал в министерстве финансов и путей сообщения разрешение на строительство железной дороги Синарская –Шадринск. Разрешений на строительство было дано три: в 1889г, в1903г и в 1911 году. Строительство железной дороги было начато в 1910-1911гг.

Радостным событием после 27 лет с момента первого прошения стала телеграмма : «Далматовское городское общество просит пожаловать 6 февраля 1913 года в 2 часа дня на празднование по случаю встречи первого паровоза на ст. Далматово». Сафронов – городской староста.

Ответная телеграмма. Далматовскому городскому старосте Сафронову «Шадринское городское общество искренне поздравляет граждан с торжеством прибытия первого паровоза в Далматово. Многолетние наши совместные ходатайства о железной дороге ныне осуществились и теперь остаётся лишь желать и надеяться на развитие и процветание нашего края, получившего наконец рельсовый путь.» городской голова Мокеев.

В Шадринске по плану должны были встречать первый поезд 13 марта, но встречали 26 марта.

Первый вокзал в Далматово был построен по типовому проекту. Деревянный, с большими окнами, разделёнными на множество маленьких створок, обшитый вертикально досками, он красился традиционно в коричневый цвет. Слева от входа в вокзал располагался буфет, справа кассы и скамейки для пассажиров. У входа висел латунный, всегда начищенный до блеска колокол, ударом которого сообщалось о прибытии и отходе от перрона паровоза. Сейчас этот колокол хранится в фондах Далматовского краеведческого музея. Перрон был выложен деревянными досками. На него ходили гулять горожане не только в 20-е, но и в 50-е годы.

24 декабря 1971 года закончилась электрификация железной дороги на линии Каменск-Уральский-Курган. Прошёл первый электропоезд.

Современное здание вокзала на 300 пассажиров и подземными переходами было сдано в эксплуатацию в 1991 году. В 2012 году произведена полная реконструкция здания вокзала.

1983 году построен тоннельный переход через линию железной дороги. Реконструкция перехода произведена в 2012 году.

В 2022 году привокзальная площадь вошла в проект благоустройства по созданию комфортной городской среды «История двух площадей» . По инициативе краеведов Далматовского района и активистов после обсуждения и голосования было решено в 2023 году привокзальной площади присвоить наименование «Площадь имени Дмитрия Андреевича Терюхова.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie